15.2. Двигатели постоянного токаДвигатель постоянного тока (15.3) имеет станину 12, изготовленную из низкоуглеродистой стали, которая выполняет роль магнитопровода. Сердечники главных полюсов статора 15 набраны из листов электротехнической стали. На каждом сердечнике расположено по две катушки: 16 и 22. Сердечники 11 дополнительных полюсов статора выполнены цельными и на них размещены катушки 10. Вентиляция двигателя обеспечивается вентилятором 17, который расположен на валу 7. Воздух засасывается через жалюзи в крышках 1, люков щита 6, проходит через двигатель и выбрасывается наружу через отверстия, расположенные снизу в щите 18. Для транспортирования двигателя служит рым-болт 13. Двигатели постоянного тока применяют для бесступенчатого изменения частоты вращения шпинделя станка или ходового винта привода подач. Наиболее часто используют двигатели с параллельным (независимым) возбуждением. Частота вращения двигателя изменять п можно, изменяя сопротивление гя цепи якоря, магнитный поток Ф или подводимое к двигателю напряжение U (Се — коэффициент, учитывающий конструктивные особенности двигателя, /я — ток якоря). Широко применяют регулирование частоты вращения двигателя магнитным потоком. Двигатели включают пусковым реостатом. При повышении частоты вращения двигателя этим способом предельно допустимая мощность двигателя сохраняется постоянной во всем диапазоне частот вращения. Предельно допустимый момент изменяется обратно пропорционально частоте вращения. Двигатели постоянного тока запускаются автоматически, так как ручное управление реостатом не обеспечивает заданных условий работы пускателей с параллельным возбуждением; регулировать частоту вращения можно бесступенчато в диапазоне 4:1 и более. Если якорь работающего двигателя отключить от сети и замкнуть на реостат, сохранив возбуждение, электродвигатель переходит в режим работы генератора. При этом ток в якоре меняет направление и момент торможения называется динамическим. В станкостроении, как правило, не применяют динамическое торможение (противовключением), а используют торможение с постоянным сопротивлением. |