16.2. НасосыПластинчатый насос состоит из статора 1 и ротора 2 (16.7). В радиальных пазах ротора помещены пластины 3. Оси ротора и статора расположены с эксцентриситетом е. При вращении ротора пластины в его пазах совершают возвратно-поступательное движение, прижимаясь торцами (под действием центробежных сил и давления жидкости) к поверхности статора. В результате объемы пространства между пластинами изменяются. При увеличении объемов создается разрежение и жидкость, поступая из масляного бака по трубопроводу через входное отверстие статора, заполняет пространство между пластинами. При уменьшении объемов пространства жидкость вытесняется через выходное отверстие статора в напорную магистраль. Изменяя эксцентриситет е, можно регулировать поток жидкости при неизменной частоте вращения ротора. Шестеренный насос (16.8) состоит из двух зубчатых колес, которые находятся в зацеплении и установлены с минимальным зазором между вершинами зубьев и цилиндрическими расточками в корпусе. От ведущего зубчатого колеса / приводится во вращение ведомое зубчатое колесо 3. В результате в зоне 5 образуется разрежение и масло по каналу 4 всасывается в зону 5. В зоне 2 зубья шестерен входят в зацепление и вытесняют масло из впадин между зубьями, происходит нагнетание масла в магистраль, соединенную с полостью 2. Если необходимо получить высокое рабочее давление масла, применяют поршневые насосы. В расточках ротора 1 аксиально-поршневого насоса (16.9) перемещаются поршни 2, которые через шатуны 4 связаны с шайбой 5, наклон которой может изменяться на угол а относительно вала 3. Вал 3 связан с шайбой 5 шарнирно, а с ротором 1 — шлицами. При вращении ротора / вместе с шайбой 5 наклон шайбы сохраняется и поэтому поршни совершают возвратно-поступательное движение. При этом под одним поршнем образуется разрежение и масло по каналам 8 и 9 всасывается по трубопроводу из бака, а другой поршень сжимает масло, которое по каналам 6 и 7 нагнетается из цилиндра в напорную магистраль. Объем поступающего масла в напорную магистраль масла может регулироваться изменением угла а наклона шайбы 5. |