Электрооборудование токарных станков15.1. Асинхронный электродвигатель Электропривод металлорежущих станков преобразует электрическую энергию в механическую. Различают привод главного движения, привод подачи, привод быстрых перемещений и т. д. В электроприводе применяют двигатели переменного и постоянного тока, чаще асинхронные двигатели переменного трехфазного тока с короткозамкнутым ротором, который соединяется непосредственно или через ременную передачу с коробкой передач. Асинхронные двигатели могут быть с одной или двумя скоростями вращения (например, 3000/1500, 1500/750). Для "бесступенчатого регулирования скорости вращения органов станка применяют асинхронные двигатели с независимым возбуждением и двигатели постоянного тока, которые позволяют изменять частоту вращения в диапазоне 10:1. В состав электропривода кроме электродвигателя и исполнительных органов станка, с которыми соединен электродвигатель, входят аппаратура управления двигателем, системы электроизмерительных приборов, электрические цепи, аппаратура защиты и др. Асинхронный двигатель (15.1) имеет алюминиевую или литую чугунную станину 10. Обмотка статора 9 уложена в пазы сердечника 12 статора. Концы фаз обмотки через отверстие в станине выведены в коробку, которая состоит из корпуса 21, переходного патрубка 22 и крышки 20. Сердечник ротора 13, стянутый стержнями обмотки и короткозамыкающи-ми кольцами 7, жестко посажен на вал 2 двигателя. В короткозамыкающих кольцах выполнены пазы, в которых крепятся грузы 18, предназначенные для балансировки ротора. Вал 2 ротора со шпонкой 3 вращается в двух подшипниках 5 и 19. Кольцевые волнистые пружины 4 осуществляют выборку зазоров, создают предварительный натяг подшипников и компенсируют тепловое удлинение вала ротора, а также уменьшают шум и вибрации двигателя при работе. Для крепления болтами 8 к станине щиты 1 я 16 имеют приливы 25. Для охлаждения двигателя на вал 2 насажен вентилятор 17, закрытый кожухом 15, который крепится к станине винтами 14. Для направления потока воздуха и увеличения поверхности теплоотдачи на наружной поверхности статора имеются ребра 23. Для охлаждения внутри двигателя предназначены лопатки 6. Сбоку к станине крепится паспортная таблица 24, на которой указывается тип двигателя, его заводской номер, завод-изготовитель, мощность двигателя, частота его вращения, нормальное напряжение и другие данные. Для транспортирования двигателя предусмотрен рым-болт 11, а для заземления — болт 26. |